Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье в православной церкви

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье в православной церкви

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье в православной церкви

Вход Господень в Иерусалим празднуется православной церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это - один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощной службой Божией (или за утреней) раздаются молящимся освященный ветви вербы или других растений.

Праздник еще называется праздником "Вайи" (ветви финиковой пальмы, которыми приветствовали Иисуса Христа встречавшие Его жители Иерусалима), неделей "Цветоносия", "Цветной".

В 2013 году Вход Господень в Иерусалим отмечается 28 апреля (15 апреля по старому стилю). Он включен в разряд переходящих праздников и, в отличие от других двунадесятых праздников ограничивается только одним днем: праздник окружен днями строгого поста. С одной стороны - это дни святой Четыредесятницы, с другой - Страстной седмицы (неделя воспоминания страданий, крестной смерти Иисуса Христа). Лазарева суббота и Вербное Воскресенье служит переходом от периода подготовки к самой Страстной седмице.

Вход Господень в Иерусалим - одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, которое описывают все четыре евангелиста и который считается символом будущего воцарения Бога.
В этот день Христос верхом на молодой ослице въехал в Иерусалим, и весь город вышел Ему навстречу. Как сказано в Евангелии, люди снимали с себя верхние одежды и бросали их на дорогу, по которой ехал Иисус. Они устилали Его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами "Осанна!", как обычно обращались только к царю. Причиной ликования было чудо, которое совершил накануне Иисус, воскресив Лазаря и доказав тем самым свое право называться Сыном Божиим.

Джотто ди Бондоне. Вход Господень в Иерусалим. Капелла Скровеньи, фреска

Джотто ди Бондоне. Вход Господень в Иерусалим. Капелла Скровеньи, фреска

Этот праздник отмечается христианской церковью с III века, на Русь же он пришел в Х веке. Особенно торжественно празднество Входа Господня в Иерусалим совершалось в XVI-XVII веках в Москве. Перед Литургией из Успенского собора Московского Кремля через Спасские ворота шел крестный ход. Все направлялись к храму Покрова на Рву (более известного ныне как храм Василия Блаженного) для моления на Лобном месте. В процессии наравне с хоругвями и иконами возили украшенное цветами и плодами дерево. При этом патриарх сидел на осле, которого вел под узду сам царь. По возвращении к Успенскому собору украшенное плодами дерево передавалось народу - для угощения. В конце XVII века этот обычай исчез.

Богослужение Вербного Воскресенья начинается в субботу вечером. На праздничном Всенощном бдении, то есть на вечерней службе накануне праздника, совершается освящение верб (ветка вербы символизирует победу жизни над смертью - Воскресение Господне). После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Обычно окропление повторяется и в сам день праздника, после литургии.
Освященные вербы раздаются молящимся во время помазания елеем (маслом) в ходе богослужения. С веточками и зажженными свечами стоят верующие во время чтения канона праздника, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших навстречу Иисусу Христу при Его входе в Иерусалим. Свечи, которые держат верующие, символизируют величие и светлость торжества Воскресения Иисуса Христа и немерцающий свет воскресения для вечной жизни.
Принесенные в этот день из церкви веточки вербы, ставили в переднем углу за икону и хранили весь год до следующего Вербного воскресенья.

Празднование Вербного воскресенья

Празднование Вербного воскресенья

В день праздника совершается Литургия святого Иоанна Златоуста. Богослужебные тексты связаны по смыслу с событиями воскрешения Лазаря (Лазарева суббота) и торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Богослужение Входа Господня в Иерусалим совершается в зеленых священнических облачениях (зеленый цвет - один из символов возрождения жизни; он же связан и с воспоминанием о живой зелени пальмовых ветвей, которыми приветствовали Христа жители Иерусалима).
В этот день верующим, соблюдавшим 40-дневный пост, разрешается есть рыбу и пить вино.

За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, или Великая седмица, последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе, посвященная воспоминаниям о страданиях Иисуса Христа. В воскресенье вечером во время богослужения вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа.

Празднование Вербного воскресенья в регионах России

Празднование Вербного воскресенья в регионах России

Празднование Вербного воскресенья

Празднование Вербного воскресенья

Вербное воскресенье отмечают православные в Санкт-Петербурге

Вербное воскресенье отмечают православные в Санкт-Петербурге


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье в православной церкви" в других словарях:

  • ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ — Описанное 4 евангелистами (Мф 21. 1 11; Мк 11. 1 11; Лк 19. 28 40; Ин 12. 12 19) одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи, к рое хронологически и… …   Православная энциклопедия

  • ГРОБ ГОСПОДЕНЬ — гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы, где было положено тело Иисуса Христа после распятия; величайшая из святынь христианства, свидетельство и символ чуда Воскресения Христова. Часовня Гроба Господня (Кувуклия) Часовня Гроба Господня (Кувуклия)Г …   Православная энциклопедия

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III — Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась.… …   Православная энциклопедия

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II — Предстоятели ГПЦ Епископы Картли (Мцхетские): Иоанн I (20 60 е гг. IV в.); Иаков (60 70 е гг. IV в.); Иов (70 90 е гг. IV в.); Илия I (90 е гг. IV в.); Симеон I (нач. V 20 е гг. V в.); Моисей (20 е гг. V в.); Иона (20 е гг. V в.); Иеремия (20 е… …   Православная энциклопедия

  • ВИФФАГИЯ — Воскрешение прав. Лазаря. Роспись Виффагийской стелы. XII в. Воскрешение прав. Лазаря. Роспись Виффагийской стелы. XII в. [греч. Βηθφαγῆ от арам. дом смокв], селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании, откуда было начато торжественное… …   Православная энциклопедия

  • Православие — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый …   Википедия

  • ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ИПЦ — (ИПЦ; Иерусалимский Патриархат; греч. Πατριαρχεῖον τῶν ῾Ιεροσολύμων; араб. ; англ. The Greek Orthodox Patriarchate of Jerusalem; франц. Patriarchat Grec Orthodoxe de Jérusalem), древнейшая христ. Церковь. Возглавляет ИПЦ Его Божественнейшее… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»